Хильдегарда Бингенская (1098 – 1179)
Хильдегарда была отдана родителями на воспитание монахиням в немецкий монастырь Рупертсберг. Спустя многие годы она стала его настоятельницей.
Она изучала грамматику, логику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, гармонию. Согласно Хильдегарда прославилась и как автор музыкальных произведений, дошедших до наших дней. С юных лет Хильдегарда сочиняла музыку на собственные стихи, а после, уже в монастыре, начала писать произведения для проведения литургий. Хильдегарда считала музыку проявлением божественной гармонии, раскрывающей суть души человека. Не будучи обученной нотной грамоте или песнопению, она сочиняла музыку, призванную прославить Бога на земле, воспринимала свою деятельность композитора как вид служения, как таинство. Музыкальные произведения создавались для монастыря и исполнялись во время литургий и праздников в церковном календаре. В число музыкальных произведений аббатисы вошла и единственная опера, посвященная борьбе сил света и сил тьмы.
Композитор, эрудит, философ – она была силой, с которой считались. Хильдегарда Бингенская состояла в переписке с первыми лицами государств и католической церкви – это во времена преследования инакомыслия и крайне низкого статуса женщин в обществе.
Ее музыку называли небесной, хоть и написана она для человеческого голоса. Все свои труды Хильдегарда объединила в сборнике «Гармоническая симфония небесных откровений».
Барбара Строцци (1619-1677)
Венецианский композитор Барбара Строцци опередила свое время. Она была известна в венецианском обществе как прекрасная исполнительница на лютне и одаренное сопрано.
Она была первой женщиной, опубликовавшей свою музыку под собственным именем, вместо того, чтобы использовать мужской псевдоним. Она писала арии, кантаты и духовную музыку.
Марианна Мартинес (1744 — 1812)
Талантливый вундеркинд, она выступала перед императорским двором, иногда играла с Моцартом, а ее сочинения были хорошо известны во всей Европе. Друг семьи помог ей получить образование, которое намного превышало стандарты для женщин ее социального класса.
Хотя у нее никогда не было возможности сделать музыкальную карьеру из-за ограничений, касавшихся женщин в то время, тем не менее, ее музыка соперничает со многими произведениями ее современников.
Фанни Мендельсон (1805 — 1847)
Вспоминая о композиторе Мендельсоне, многие меломаны сразу думают о Феликсе, но и его сестра Фанни была прекрасным композитором и музыкантом – мастером игры на фортепиано. Сестра и брат поддерживали друг на друга на протяжении всей своей жизни и оставались очень близкими людьми. Фанни Мендельсон написала около 500 музыкальных произведений, в том числе многочисленные фортепианные произведения.
Клара Вик Шуман (1819 — 1896)
В течение многих лет Клара Вик Шуман была известна только как жена Роберта Шумана, но и она была выдающимся композитором и пианисткой. Клара с детства демонстрировала незаурядные способности в игре на фортепиано и сочинительстве. Ее профессиональному росту способствовал отец – талантливый педагог, лично занимавшийся с девочкой-вундеркиндом. На самом деле, если бы не дар пианистки Клары, Роберт Шуман, возможно, не сделал музыкальной карьеры. Услышав ее выступление на домашнем концерте, он умолял мать позволить ему бросить юридический факультет и вместо этого заняться музыкой. После замужества Клара родила восемь детей, затем стала преподавателем в Лейпцигской консерватории, гастролировала как пианистка и продолжала работать как композитор, создавая оркестровые произведения, камерную музыку и произведения для фортепиано. Когда умер ее муж Роберт Шуман, она также взяла на себя задачу издать сборник его работ. https://youtu.be/qQ5ug8oGZT8
Дора Пеячевич (1885–1923)
Представительница одного из самых знатных балканских дворянских родов, внучка одного из банов (губернаторов) Хорватии и дочка другого, Дора Пеячевич росла под строгим присмотром английских гувернанток. Но Дора подростком загорелась идеями социализма. Противодействуя аристократической среде, в которой она родилась, Пеячевич решила стать композитором. И через некоторое время утвердилась в качестве самой значительной фигуры хорватской музыки. Во время Первой мировой войны она работала медсестрой, а после жертвовала деньги обедневшим музыкантам. Ее сочинения были вдохновлены Брамсом, Шуманом и Штраусом и звучат, как искреннее признание в любви к немецким романтикам.
София Губайдулина (род. 1931)
Советский и российский композитор, автор более ста симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей музыки для театра, кино и мультфильмов. Огромен список наград и почетных титулов, полученных Софией Асгатовной в самых разных странах мира (Японии, Германии, США, Италии, Дании и, конечно же, России). Музыка Губайдулиной отличается филигранной техникой, завораживающим сочетанием интуитивности и строгого расчета, чувственной тембровой окраской.
Кайя Саариахо (род. 1952)
Кайя Саариахо родилась в Финляндии. Финских мотивов в ее музыке, однако, практически не найти: произведения Кайи обращаются ко всему человечеству. Мастерски сочетая благородное звучание традиционного оркестра – скрипок, флейт, труб – и электронные технологии, Саариахо не боится экспериментировать. Например, ее сочинение Nymphéa (Jardin secret III) (1987), написанное для струнного оркестра и электроники, включает также шепот музыкантов, которые читают стихотворение Арсения Тарковского «Вот и лето прошло…». Самое известное произведение композитора – опера L’Amour de loin, рассказывающая историю провансальского трубадура XII века Жофре Рюделя. Получив множество наград и признание критиков и широкой публики, эта опера сделала Кайю Саариахо первой женщиной за сотню лет, чье произведение было поставлено «Метрополитен-опера» – одним из наиболее престижных оперных театров в мире.
Анна Торвальдсдоттир (род. 1977)
Вдохновляясь ледяными пейзажами, океанскими волнами и соленым ветром, исландский композитор создает музыку для больших, грандиозно звучащих оркестров. Взаимосвязь хаоса и порядка, их переход друг в друга – одна из главных связующих нитей Торвальдсдоттир. Симфоническая поэма «Метакосмос», впервые исполненная в Нью-Йоркской Филармонии, отсылает, по словам Торвальдсдоттир, к «падению в черную дыру, переходу на другую сторону и попаданию туда, где вы никогда не бывали прежде и где у вас нет никакого контроля над происходящим».
Альма Дойчер (род. 2005)
Первая соната для фортепиано в шесть лет, первая опера – в семь: Альму Дойчер часто называют «новым Моцартом». В два года она начала играть на пианино, а годом позже – и на скрипке. С тех пор Альма Дойчер занимается музыкой не переставая, самостоятельно исполняя собственные сочинения и выступая с концертами по всему свету. За плечами британского композитора овации «Карнеги Холла», несколько альбомов и многочисленные музыкальные премии. Несмотря на широкое признание, Альма Дойчер часто сталкивается с критикой: ее музыку называют «устаревшей, не соответствующей сложности современного мира». В ответ девушка выпустила видео на своем Youtube-канале, в котором объясняет, почему хочет писать «красивую музыку», больше похожую на произведения классиков и романтиков XVIII-XIX веков, чем на модернистские сочинения многих современных композиторов.