Материалы лекции учащихся 5 класса отделения «Хоровое пение», собранные в рамках изучения предмета «Народное музыкальное творчество» и приуроченные к 220-летию композитора. Педагог – Шевченко Т.В.
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…
Историческую роль Глинки в музыке можно сравнить с ролью Пушкина в русской литературе. Даже в самом характере дарования этих двух современников было много родственного.
По словам Белинского, как и Пушкин, Глинка умел соединять «изящно гуманное чувство с пластически изящною формою». Именно это качество сделало творчество поэта и композитора образцом подлинно классического художественного творчества, которое основано на слиянии глубокой внутренней правды и широты содержания с гармонической ясностью, стройностью и законченностью формы.
Подобно Пушкину Глинка был универсален. В своём творчестве он показал многообразные стороны русской жизни и русского характера. Он создатель русской классической оперы и русского классического романса. Он заложил основы классического русского симфонизма.
Расцвет творчества Глинки совпал с эпохой романтизма. Глинке была близка идея романтиков о национальной самобытности и характерности. В истории русской музыки он первый достиг совершенства в единстве правдивого и прекрасного, передавая образы окружающей действительности в изящной, стройной и совершенной художественной форме.
Сегодня мы поговорим о фольклоре в творчестве Михаила Ивановича Глинки.
Как мы понимаем слово «фольклор»?
Фольклор – это любое народное творчество. Фольклор делится на две группы – обрядовый и необрядовый. к обрядовому фольклору относятся:
Календарный фольклор (например, колядки, масленичные песни, веснянки);
семейный фольклор (это семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания);
окказиональный фольклор (это песни, исполняющиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю – например, внезапной засухи и т.д.)
Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей – будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ – все это сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.
Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.
Сегодня мы поговорим о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр) на примере оперы Глинки «Руслан и Людмила».
Вначале немного из истории свадебных обрядов на Руси.
С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.
Проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа нам помогает знакомство с народными песнями, былинами, старинными преданиями. Они рассказывают нам о важных моментах жизни человека, о народных традициях, запечатлённых в различных обрядах и народных обычаях. Старинная русская свадьба представляет собой сложную цепь торжественных церемоний.
Сейчас мы познакомимся с этой торжественной церемонией на примере первого действия из оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила», основанное на одноименной поэме Александра Сергеевича Пушкина.
ДЕЙСТВИЕ I
Роскошная великокняжеская гридница в Киеве. Свадебный пир. За столом сидит Светозар, по обеим сторонам от него Руслан и Людмила. Гости и музыканты. Отдельно –Баян с гуслями (Глинка использовал оркестровый прием подражания гуслям, арфа пиццикато и фортепиано, – который взяли на вооружение другие композиторы, в частности Н.А.Римский-Корсаков в «Снегурочке» и «Садко»). Светозар выдает свою дочь Людмилу замуж за славного витязя Руслана. Баян играет и поет на этом пиру. Он воспевает русское воинство, некогда отправившееся на Царьград. Гости просят «сладостного певца» воспеть жениха и невесту. В первой своей песне Баян предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: «За благом вслед идут печали, / Печаль же – радости залог». Руслан, Святозар и оба соперника-жениха – хвастливый и трусливый Фарлаф и пылкий мечтательный Ратмир – каждый по-своему реагирует на слова Баяна. Встревожена и Людмила. Баян успокаивает влюбленных, говоря: «Мчится гроза, но незримая сила / Верных любви защитит». Хор поет славословие князю. Во второй своей песне Баян обращается к далекому будущему. Он предрекает, что пройдут века и «младой певец» восславит Руслана и Людмилу и их «от забвения сохранит» (Под «младым певцом» Пушкин, естественно, подразумевал себя: он написал «Руслана» в 1820 году, когда ему не было еще и 21 года.) Хор вновь славит князя, но теперь вместе с ним и Людмилу и Руслана. Все встают из-за стола.
Людмила грустит о том, что должна покинуть отчий дом, да и Киев (каватина «Грустно мне, родитель дорогой!»). Няни и сенные девушки хором, написанным в чисто национальном характере («Не тужи, дитя родимое!»), утешают ее. Она, в свою очередь, шутливо обращается сначала к Фарлафу («Не гневись, знатный гость»), а затем к Ратмиру («Под роскошным небом юга / Сиротеет твой гарем») и подбадривает неудачливых претендентов на ее руку. К Руслану же она обращается со словами, полными любви. Светозар благословляет молодых. Следует великолепный хор «Лель таинственный, упоительный».
Внезапно раздается короткий сильный удар грома; темнеет. Все напуганы. Становится еще темнее. Раздается еще один удар грома – теперь сильный и продолжительный. Появляются два чудовища и уносят Людмилу. Гром постепенно стихает. Все поражены и пребывают в оцепенении. Руслан, Ратмир, Фарлаф и Светозар поражены: «Что значит этот дивный сон, / И это чувств оцепененье, / И мрак таинственный кругом?» Но вот мрак быстро рассеивается; становится светло, как прежде. Но где Людмила? Где юная княжна? Все в недоумении; все в ужасе. Убитый горем, Светозар взывает о помощи: он обещает отдать Людмилу в супруги тому, кто вернет ее. Все три витязя готовы отправиться на ее поиски.
Ссылка на учебную передачу по опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Учебная передача из цикла «Музыка» (1974) — YouTube
«Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека», – сказал Д.Б. Кабалевский.
Глинка вошел в историю мировой музыки не только как основоположник национального стиля, народности в русской музыке. По его «фольклорному» пути устремились и другие выдающиеся русские композиторы. Некоторые из них создавали блестящие обработки народных песен, другие же – украшали фольклорными напевами свои сочинения.
Список использованной литературы:
- Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века. 2-е изд. -JL: Музыка, 1979.
- Белоненко А. Образы и черты стиля современной русской музыки 60-70-х годов для хора a cappella // Вопросы теории и эстетики музыки.-Л.: Музыка. Лен. отд., 1977.
- Белорусец И. Композиторы и фольклор // Советская музыка. 1971.
- Сайт belcanto.ru, опера Глинки «Руслан и Людмила»