Рано или поздно, подросток и социальные сети встречаются. Родители не всегда даже знают, что их ребенок заводит страницу Вконтакте. Что уж говорить о том, чтобы отслеживать общение подростков в социальных сетях. Но, если вовремя и откровенно не обсудить правила безопасности в сети интернет, социальные сети в жизни подростков могут сыграть трагичную роль. Как вести себя родителям, когда ребенок начинает свою интернет-жизнь, и что важно донести до него, чтобы обеспечить его информационную безопасность? Если вовремя не объяснить ребенку правила поведения в интернете, проблемы могут возникнуть в самый неожиданный момент. Дети сталкиваются в сети с мошенниками, подвергаются травле. Многие поведением в сети могут неосознанно испортить себе реальную жизнь. К моменту заведения аккаунта дети уже неплохо разбираются в интернете, и помощь родителей им вряд ли потребуется. Иногда мама с папой даже не знают, что их ребёнок активно общается онлайн. Увы, сеть это небезопасная среда. Здесь, как в переполненном вагоне метро, собираются слишком разные люди. Одни просто едут по делам, другие крадут кошельки. Подросток ещё не оброс бронёй, он доверчив и беззащитен, несмотря на желание выглядеть взрослым.
Многие юные пользователи соцсетей не задумываются о простых правилах. Они смело выкладывают подробную информацию о себе, с номером телефона и адресом, выкладывают массу личных фото. Объяснить ребёнку, почему это опасно, должны родители. Важно также провести чёткий инструктаж по поводу общения в сети с незнакомцами. Детей нужно научить говорить чёткое «нет» на предложения списаться по электронной почте, созвониться, а тем более встретиться.
Подростки быстро понимают, что на их страницы могут прийти не только друзья. Но это не единственная проблема, с которой они могут столкнуться. Троллинг, сетевая травля, неприятная и взрослому. А в 10-16 лет такое психологическое давление может стать причиной комплексов, неуверенности в себе. А для некоторых и вовсе оказаться невыносимым, и толкнуть подростка к суициду. Чем откровеннее и подробнее родители рассказывают ребёнку правила поведения в сети, тем лучше. Взрослые опытные пользователи, нам часто не приходит в голову, что нужно объяснять элементарное. Например, поговорить про ответственность за контент.
Договаривайтесь с ребёнком о правилах сразу. Но не перегибайте с контролем, чтобы он не начал закрываться и не завёл вторую, тайную, страницу. Ненавязчивая помощь с настройками, объяснение правил поведения, возможность заглянуть на родительскую страницу, обсуждение контента разных пользователей – это аккуратные шаги к взаимному сетевому доверию. И, конечно, постоянные беседы о реальности происходящего в интернете и ответственности за собственное поведение.
Девять правил для подростков в помощь родителям
1. Говори в сети только то, что скажешь, глядя в глаза.
2. Не показывай информацию о себе никому, кроме близких друзей.
3. Не трави других.
4. Травят тебя – закрывай аккаунт.
5. Не рассказывай о себе незнакомцам.
6. Важно сказать «нет» предложениям о переписке, созвоне, встрече.
7. Троллинг не повод для нервных потрясений.
8. У шутки могут быть далеко идущие последствия.
9. За экраном такие же люди, как ты, помни об этом всегда.
Евгения Андреева, психолог, Научный сотрудник Института Психолого-Педагогических проблем детства РАО:
Дети используют социальные сети как средство общения.
Далеко не у всех есть возможность гулять, общаться в каких-то компаниях, как это было в нашем детстве. В основном общение происходит в школе, просто выйти во двор отпустят не каждого, особенно ребенка, который учится в младшей школе. Чтобы детям встретиться на улице, нужно, чтобы родители договорились между собой, нашли время – то есть процесс не очень простой.
А компьютер сейчас есть почти в каждой семье, и доступ к нему часто гораздо проще, чем организация досуга со сверстниками.
Только вот отпуская детей на просторы социальных сетей, важно не оставлять их без внимания. Необходимо рассказывать детям о правилах безопасности. Про то, что общаться с незнакомыми надо осторожно, поскольку люди могут выдавать себя не за тех, и за аватаркой девочки или мальчика-ровесника могут скрываться взрослые люди, возможно, опасные. Объяснять, какую информацию о себе можно оставлять в сети, а какую нельзя.
Общение в социальных сетях ребенка лет десяти обязательно должно быть под контролем родителей. С подростками сложнее, важно уважать их право на личную жизнь, но при этом не оставлять одних совсем.
Это сложная задача для родителей подростков. Но вполне выполнимая, если сильно не давить на ребенка, устанавливая запреты и ограничения, а проявлять интерес: ненавязчиво спрашивать ребенка, с кем он дружит, с кем он общается, откуда он знает этих людей, о чем ему сейчас интересно разговаривать с другими ребятами…
Оградить ребенка от социальных сетей вряд ли удастся, ведь дети общаются друг с другом в школе, делятся тем, что им интересно. Здесь как с мультфильмами: если в семье единственный ребенок, то от него можно долго скрывать, что мультфильмы существуют. Но следующие дети смотрят их уже чуть ли не с рождения, вместе со старшими. Кроме того, родители сами часто активные пользователи социальных сетей.
На мой взгляд, также излишне со стороны родителя предлагать ребенку завести страничку в социальной сети, если он сам этим не интересуется. В свое время, когда он почувствует потребность в этом, то сможет создать ее сам. Я бы стала предлагать этот вариант, только если у ребенка дефицит в общении, а видеться со сверстниками по каким-то причинам не получается.
Бывает, родители заводят странички для своих маленьких детей-дошкольников и начинают что-то писать от их имени, «постить» их фотографии. Как правило, таким образом взрослые реализуются за счет детей, может быть, восполняют какой-то свой дефицит, либо демонстрируют такую включенность в жизнь своих детей, которую недополучали от своих родителей в детстве, например.
Когда ребенок готов к общению в социальных сетях? Тут нет универсального ответа, все зависит от обстоятельств и личностных особенностей ребенка. Чаще всего это происходит в подростковом возрасте, когда на первый план выходит потребность в общении со сверстниками. Тогда соцсети – одна из форм для реализации этой потребности.
Категорически запрещать ребенку использование соцсетей, на мой взгляд, бессмысленно. Это все равно, как в нашем детстве, если все ребята шли на вечеринку, а тебя родители не отпустили, и чувствуешь себя очень оторванным, выключенным из общего процесса. Это вызывает только досаду, и как что-то запретное, еще больший интерес.
С другой стороны, важно чтобы виртуальное общение не заменяло реального, не было бы способом ухода от какой-то жизненной ситуации, например, напряженной для ребенка.
Чтобы не допустить зависимости (будь то социальные сети, компьютерные игры), важно быть внимательными к ребенку. Если виртуальный мир начинает заменять ему реальную жизнь, возникает вопрос, почему так происходит. И одними запретами здесь не обойтись.
Важно разобраться, что происходит с ребенком, что его на самом деле беспокоит, и это требует гораздо большей включенности и терпения родителей, чем запрет. Это требует контакта с ребенком, умения с ним говорить, выслушать.
Иногда дети делятся с родителями тем, что их волнует, предлагая познакомиться с их страничкой. Ведь не вся информация там секретная, там есть музыка, какие-то фотографии, что-то, что привлекает и интересует его в данный момент времени. От реакции родителей зависит то, захотят ли их дети и дальше делиться своими интересами.
Также иногда, прочитав какой-то текст, написанный собственным ребенком, можно увидеть его с совсем новой, незнакомой стороны, как было у меня с моим сыном. И это очень трогательно и волнительно. И это еще один повод для разговора друг с другом. Ведь самое главное – это быть в контакте с детьми, постараться устанавливать доверительные отношения, тогда какие-то сложные ситуации, которые неизбежно возникают, преодолевать легче.