Люди всегда стремились покорить небо. Сначала это была мечта романтиков, с которой носились герои мифов, взять хотя бы Дедала и Икара, а затем и гении эпохи Возрождения. Но когда первые конструкторы-испытатели все-таки взмыли к солнцу, развитие авиации пошло семимильными шагами.
Сегодня жизни без самолетов и вертолетов мы не представляем. Они стали таким же рядовым транспортом, как автобус или поезд.
День гражданской авиации России ежегодно отмечают 9 февраля. С профессиональным праздником поздравляют не только пилотов, но и бортпроводников, авиаинженеров и других работников отрасли.
В 2023 году это событие приобретает особое значение – исполняется 100 лет со дня основания отечественной гражданской авиации.
День гражданской авиации России ежегодно справляют 9 февраля. В 2023 году со дня основания этой отрасли исполняется ровно 100 лет.
Очень часто российский праздник, посвященный гражданской авиации, путают с международным. В нашей стране это событие отмечают в начале февраля, а во всем мире почти на два месяца раньше – 7 декабря.
История праздника
День гражданской авиации в нашей стране стали отмечать с 2013 года, после того как вышел соответствующий указ президента. С тех пор по всей России ежегодно принимают поздравления пилоты, бортпроводники, инженеры и другие работники отрасли, благодаря которым каждый день в воздух поднимаются сотни самолетов.
Однако история праздника уходит корнями в советские времена.
Историки приводят цифру в 1000 самолетов, которые были в Российской Империи накануне революции 1917 года. Появились даже первые частные авиакомпании.
Непосвященному человеку может показаться, что это солидный парк, наверняка, один из крупнейших в то время. Тут смотря с чем сравнивать. Если с Азией, тогда страна была сильно впереди. Европейским державам мы проигрывали: в Великобритании начала XX века самолетов было в 20 раз больше, а во Франции в 60! Гражданская война не давала авиаделу развиваться и наоборот — губила его.
Но с окончанием конфликта молодая страна Советов принялась активно вкладывать в отрасль, и не только военную ее часть. Уже в 1922 году создали Инспекцию гражданского флота, которая начала работу в своем направлении, а через год появилась новая структура, с образованием которой и связывают праздник День гражданской авиации России. Дата его учреждения — 9 февраля 1923 года.
В этот день в СССР официально появился воздушный флот, памятная дата навсегда закрепилась в истории российской авиации.
История создания гражданской авиации в России
Гражданская авиация зародилась в России в 20-е годы ХХ века. За несколько десятков лет она прошла долгий и непростой путь – от деревянного биплана до сверхзвукового пассажирского самолета.
Родоначальником всех современных пассажирских самолетов в России стал биплан «Илья Муромец», сконструированный из дерева. Это первое в мире воздушное судно с электрическим освещением, отоплением, комнатой для сна и туалетом.
В 1923 году появилось Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет». По сути, это первая авиакомпания страны и предшественник Аэрофлота. Первым маршрутом, которым могли полететь пассажиры, стала линия «Москва – Нижний Новгород», время в пути занимало семь часов. Спустя шесть лет советская авиация совершила огромный прорыв. Новый отечественный самолет АНТ-4 «Страна Советов» сумел пересечь океан и добраться до США. Пассажирское судно могло вместить до девяти человек.
К 30-м годам авиаперелеты стали доступнее, начали появляться данные по пассажирообороту. В 1931 году на Ходынском поле был открыт первый в Советском Союзе пассажирский аэровокзал, а гражданская авиация стала называться Аэрофлот. Ровно через десять лет открылся международный аэропорт Внуково.
В 1970 году СССР стал членом Международной организации гражданской авиации. Экипажи Аэрофлота летали в 59 стран мира.
По данным на апрель 2022 года, в распоряжении российских авиакомпаний находится 1 287 самолетов.
Интересные факты
Первая авиакомпания называлась «Добролет» и была основана в 1923 году. Но как развиваться предприятию, которое появилось в стране, где не существует рынка и при этом не так давно закончилась война? У государства просто не было лишней копейки. Выход придумал Лев Троцкий — тот самый отец революции, которого потом убьют в Мексике. Он велел учредить «Общество друзей воздушного флота». Его задачей стала популяризация первой авиакомпании и сбор пожертвований на ее развитие. Развернулась агитация. С плакатов гремели лозунги: «Тот не гражданин СССР, кто «Добролета» не акционер». К кампании перо приложил и Маяковский, а логотип общества нарисовал авангардист Казимир Малевич. Меры сработали: в казну общества потекли миллионы пролетарских и крестьянских рублей.
Если говорить о первом пассажирском рейсе в стране, то им можно считать маршрут «Москва — Нижний Новгород». Взлетел он с Ходынского поля в июле 1923 года. И если сегодня самолеты взмывают на высоту в 10 км от земли, чтобы совершить перелет, то тогда летчик Яков Моисеев поднялся лишь на 200 метров — в этом эшелоне летали еще долгое время. Кстати, время в пути тогда занимало семь часов. На маршрут поставили немецкий планер «Юнкерс F13», который вмещает четверых пассажиров.
Гражданская авиация начиналась с активной эксплуатации западных наработок и даже пилотов. Своих спецов в молодой стране Советов еще не воспитали. Но уже через десять лет после первого полета 90% судов в авиапарке составляли отечественные разработки. Здесь начинается инженерный подвиг легендарных конструкторов Илюшина, Туполева, Антонова.
Самыми длинными рейсами из России считаются «Москва — Лос-Анджелес» (12 часов) и «Москва — Канкун» (14 часов). Внутри страны самим продолжительными считаются перелеты из Сочи или Москвы на Дальний восток (8,5 часов).
Чем больше пассажиров вмещает судно и чем меньше времени оно проводит на земле, тем рентабельнее оно для авиакомпании. Поэтому фирмы и стремятся загружать свои рейсы на максимум. Мечта бизнеса — сверхзвуковые пассажирские самолеты. Всего их было разработано два — наш Ту-144 и французский «Конкорд». Первый образец летал всего семь месяцев, второй — 27 лет. Оба сейчас не используют в пассажирских перевозках по одной и той же причине: высокий расход топлива. Рейс получается таким дорогим, что позволить купить билет за полную стоимость рядовой пассажир не в состоянии. Однако инженеры пытаются разработать следующее поколение сверхзвуковых самолетов, которые будут более экономичными и менее громкими для людей в салоне.
Будущее гражданской авиации
Прогресс не стоит на месте, и гражданскую авиацию тоже ожидают серьезные изменения. По прогнозам ученых, к 2050 году пассажирские самолеты могут полностью перейти на электричество. Питаться воздушные суда будут от специальных батарей, которые, как ожидается, в будущем станут намного дешевле и доступнее.
Исследователи считают, что после перехода к «зеленой» авиации самолеты могут лишиться хвоста и даже крыльев. Воздушные суда изменятся до неузнаваемости благодаря интеграции карданной двигательной системы. Новейшие технологии сделают самолеты более маневренными, а необходимость в хвостовых стабилизаторах, рулях и элеваторах просто отпадет.
Традиции
День гражданской авиации не отмечен каким-то особенными традициями. Возможно, это связано с тем, что у работников этой сферы существуют и другие подобные торжества, например, День воздушного флота.
По сообщениям пассажиров, известно, что 9 февраля командиры воздушных судов иногда поздравляют людей в салоне во время рейса. Отдельные авиакомпании или аэропорты могут устраивать на своей территории торжественные мероприятия.
Однако все же есть в России регион, где регулярно отмечают День гражданской авиации — Ульяновская область. Ее называются авиационной столицей страны, так как здесь находятся авиастроительный завод и институт гражданской авиации.
09.02-10.02.2023 г. в нашей школе прошла выставка-флешмоб творческих работ учащихся Художественного отделения и самолетиков-оригами «Небо – наш родимый дом!» В этот день каждый желающий смог создать свой самолетик.