История создания
История создания балета принадлежит Йозефу Хасрайтеру, венскому балетмейстеру, и его другу Францу Ксавье Гаулю, художнику, которые в начале 1888 года задумались о постановке развлекательного балета, местом действия которого был бы кукольный магазин, а персонажами — куклы, предстающие перед публикой как живые, очеловеченные существа. Хасрайтер и Гауль совместно написали либретто и, в поисках композитора, обратились к Йозефу Байеру, дирижёру Венского Придворного театра. Он уже был известен своей музыкой для балета «Венский вальс», которую написал несколькими годами ранее. Байеру идея нового балета понравилась сразу же, и он приступил к сочинению. Премьера 4 октября 1888 имела сенсационный успех, и в последствии балет обошёл многие сцены Европы.
Либретто
Первая картина — лавка кукол. Перед зрителем раскрывается повседневная жизнь лавки, в которой торгуют заводными куклами: приказчики следят за порядком в магазине, хозяин занят своими делами — почтальон доставляет ему почту, рассыльный требует чаевых, приходит служанка с просьбой починить куклу господских детей. Хозяин лавки и главный приказчик заигрывают с ней. В лавку заходит купец с женой и дочерью. Семья рассматривает игрушки, и внимание девочки останавливается на кукле «бебе». Мать пытается её отвлечь, но дочь настаивает на покупке и капризничает. Случайно мать задевает спусковой механизм другой куклы — воина в полном вооружении. Он приходит в движение, чем пугает её и дочку. Отбегая, они наталкиваются на чёртика в коробочке и пугаются ещё больше. Хозяин и приказчик приводят всё в порядок и интересуются у купца его выбором. Ознакомившись с прейскурантом, тот остаётся недовольным высокими ценами и просит сделать уступку. Хозяин отказывает и, рассерженный, возвращается к своим делам. Внезапно появляется комиссионер с хорошей новостью: в лавку собирается зайти богатый англичанин с семейством. Он наверняка не станет скупиться. Действительно, на пороге появляются сэр Джемс Плумпетермир, леди Плумпетермир и дети: Боб, Дженни, Бетси и маленький Томми.
Хозяин лавки приветствует их и приглашает присесть. Купеческое семейство присоединяется. Работники лавки по очереди показывают клиентам разных кукол.
Правда, у первой — китайца — оказывается сломан механизм, но хозяину удаётся убедить англичан остаться и посмотреть остальных: тирольку, «бебе», китаянку, испанку, японку, негра, негритянку, паяца, поэта и швейцара. Кульминацией становится демонстрация великолепной Феи кукол. Англичанин сразу же объявляет, что покупает её. Оплатив товар и распорядившись о его доставке, он со своим семейством покидает лавку.
Вторая картина — ночь в лавке. Лавка закрывается после рабочего дня: главный приказчик тушит огни и, уходя,
запирает дверь на замок. Где-то городские часы бьют полночь. С последним ударом Фея кукол выходит из своей упаковки и взмахом волшебной палочки оживляет все остальные механические игрушки: помещение озаряется волшебным светом, всё приходит в движение, куклы начинают танцевать. Шум привлекает внимание главного приказчика и хозяина лавки, и они возвращаются проверить, что происходит, но всё успевает встать на свои места. Когда они окончательно уходят, куклы возвращаются к танцам и торжеству в честь прощания с Феей, которую они почитают как повелительницу. Когда ночь заканчивается и приближается утро, они снова занимают свои обычные места в магазине.
Посмотреть видео спектакля по ссылке — Смотреть